Генеральный директор Цюй Дунъюй

Совещание министров сельского хозяйства стран "Группы семи" в Сиракузе Доклад "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" (СОФИ) за 2024 год Заявление

Генерального директора ФАО д-ра Цюй Дунъюя

27/09/2024

Ваши Превосходительства!

Дамы и господа!

В докладе "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" (СОФИ) за 2024 год были представлены данные последней глобальной оценки прогресса в достижении задач 1 и 2 ЦУР 2.

Они стали очередным напоминанием о том, что без реальных преобразований мировое сообщество будет по-прежнему выбиваться из графика выполнения задач ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания во всех его формах не то, что к 2030 году, но и в ближайшие к нему годы.

Чтобы меры были реализованы в необходимых масштабах, крайне важно обеспечить достаточный уровень финансирования, ориентированного на решение проблем продовольственной безопасности и питания.

Поэтому основной темой доклада за 2024 год стало финансирование, необходимое для реализации задач 1 и 2 ЦУР 2.

Результаты последней оценки вызывают опасения, но вместе с тем дают повод для оптимизма.

Хотя глобальные показатели голода и отсутствия продовольственной безопасности остаются высокими, во многих субрегионах мира был достигнут обнадеживающий прогресс, и по всему миру отмечается улучшение ряда показателей в области питания.

Масштабы голода в мире, резко возросшие в результате пандемии COVID-19, уже три года подряд сохраняются примерно на том же уровне: в 2023 году от голода страдало примерно 9,1 процента мирового населения, тогда как в 2019 году доля голодающих составляла 7,5 процента.

В 2023 году число голодающих достигло порядка 733 миллионов человек.

Согласно прогнозам, к 2030 году оно сократится до 582 миллионов, а значит, осуществить ЦУР 2 "Ликвидация голода" нам не удастся.

Более того, в 2023 году почти 29 процентов мирового населения – 2,3 миллиарда человек – столкнулись с проблемой умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности. Женщины сталкивались с этой проблемой чаще, чем мужчины, и в сельских районах она стояла более остро, чем в городских.

Как показывают обновленные и уточненные данные о стоимости и финансовой доступности здорового рациона, в 2022 году более трети населения мира – порядка 2,8 миллиарда человек – были не в состоянии позволить себе здоровый рацион.

Если не обеспечить людям доступ к достаточному питанию и здоровому рациону, достичь глобальных целей в области питания будет непросто. Как будет показано далее, хотя нам и удалось добиться определенного прогресса в реализации цели ликвидации всех форм неполноценного питания, мировое сообщество не успевает осуществить к 2030 году ни одной из семи глобальных целей в области питания.

Более того, как показывают последние данные, во всех регионах мира обостряется проблема ожирения у взрослых.

При сравнении динамики показателей голода в различных регионах и субрегионах обнаруживаются значительные различия.

В период с 2022 по 2023 год в ряде регионов был достигнут прогресс в сокращении масштабов голода. В Азии было отмечено небольшое снижение показателей недоедания, главным образом из-за сокращения его масштабов в Южной Азии. При этом в Западной Азии масштабы голода продолжают расти.

Наиболее заметные успехи были отмечены в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, по большей части благодаря тому, что в Южной Америке распространенность недоедания снизилась на 0,7 процентного пункта. Несмотря на это, ситуация в Карибском бассейне в целом ухудшается: в период с 2022 по 2023 год этот показатель увеличился на 0,4 процентного пункта.

Особую обеспокоенность вызывает ситуация в Африке, где масштабы голода выросли на половину процентного пункта в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Это вызвано ростом масштабов голода в большинстве субрегионов, особенно в Центральной Африке.

Кроме того, Африка продолжает опережать остальные регионы мира с точки зрения расчетной доли населения, страдающего от голода: на континенте голодает порядка 20 процентов населения, тогда как в Азии – 8 процентов, в Латинской Америке и Карибском бассейне – 6 процентов, а в Океании – 7 процентов.

Согласно прогнозам на период до 2030 года, в Азии ожидаются значительные улучшения наряду с определенным прогрессом в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, однако в Африке ситуация грозит ухудшиться.

Мониторинг экономического доступа к здоровому рациону питания имеет основополагающее значение при разработке направленных на укрепление продовольственной безопасности и улучшение рациона питания мер политики, реализация которых будет способствовать выполнению задач 1 и 2 ЦУР 2.

На протяжении 2022 года повышались цены на продовольствие, из-за чего по всему миру выросла средняя стоимость здорового рациона питания. В 2022 году стоимость здорового рациона питания во всех регионах мира выросла на 11 процентов по сравнению с 2021 годом, причем наибольший рост был отмечен в Латинской Америке и Карибском бассейне (почти на 12 процентов).

Вместе с тем, несмотря на растущие цены на продовольствие, число людей по всему миру, которые не могут позволить себе здоровый рацион, уменьшилось с 2,88 миллиарда в 2021 году до 2,83 миллиарда в 2022 году, почти опустившись до уровня, предшествовавшего пандемии.

В основном эта динамика обусловлена восстановлением экономики после пандемии, в результате которого увеличился располагаемый доход домохозяйств. При этом важно отметить, что восстановление экономики отличается неравномерностью в зависимости от региона и группы стран по уровню дохода.

В Азии, Северной Америке и Европе число людей, которые не могут себе позволить здоровый рацион, упало ниже уровня, наблюдавшегося до пандемии, в то время как в Африке оно значительно выросло.

Что касается уровня дохода, то в странах с низким уровнем дохода численность тех, кто не может себе позволить здоровый рацион, увеличилась за период с 2020 по 2022 год, значительно превысив наблюдавшийся до пандемии уровень 2019 года. Напротив, в странах нижнего сегмента среднего уровня дохода численность тех, кто не может себе позволить здоровый рацион, уменьшилась, но при этом осталась на уровне выше того, который наблюдался до пандемии. Наконец, в странах верхнего сегмента среднего уровня дохода и с высоким уровнем дохода этот показатель в 20 22 году опустился ниже допандемийного уровня

Ликвидация неполноценного питания не только является неотъемлемым компонентом ЦУР 2, но и имеет основополагающее значение для реализации всех 17 ЦУР, в особенности тех из них, которые связаны со здравоохранением, образованием и гендерным равенством.

За последние десять лет был достигнут определенный прогресс: в частности, по всему миру снизилась распространенность отставания в росте и истощения среди детей в возрасте до пяти лет и выросло число младенцев в возрасте до шести месяцев, находящихся на исключительно грудном вскармливании.

Доля детей, страдающих от отставания в росте, снизилась в 2022 году до 22,3 процента по сравнению с 26,3 процента в 2012 году, а доля находящихся на исключительно грудном вскармливании младенцев в возрасте до шести месяцев увеличилась с 37,1 процента в 2012 году до 48 процентов в 2022 году. Эти улучшения вкупе со снижением показателей истощения внушают оптимизм, поскольку они повышают шансы детей на полную реализацию их потенциала в плане роста и развития.

Вместе с тем глобальная распространенность анемии среди женщин в возрасте от 15 до 49 лет выросла с 28,5 процента в 2012 году до 29,9 процента в 2019 году. Аналогичным образом, как показывают новые оценки распространенности ожирения у взрослых в мире, на протяжении последних десяти лет по этому направлению наблюдается стабильный рост показателей: доля взрослых, страдающих от ожирения, выросла с 12 процентов в 2012 году до почти 16 процентов в 2022 году.

Пришло время реальных преобразований, ведь иначе к 2030 году мы не сможем выполнить предусмотренные ЦУР 2 задачи ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания во всех его формах.

Для проведения таких преобразований потребуются дополнительные средства осуществления, обеспечить которые невозможно без повышения качества и увеличения объемов финансирования.

Как показали представленные в докладе результаты анализа 119 стран с низким и средним уровнем дохода, большинство этих стран – почти две трети – обладают ограниченными или умеренными возможностями в плане доступа к финансированию.

В странах, доступ которых к финансированию ограничен в наибольшей степени, наблюдается более широкое распространение недоедания.

Кроме того, три четверти подвергнутых анализу стран испытывали на себе воздействие одного или нескольких факторов отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, включая следующее: конфликты, изменчивость климата и экстремальные климатические явления, замедление экономического роста и экономические спады. Хотя наиболее распространенным среди этих факторов были экстремальные климатические явления, почти половина рассмотренных стран, обладавших ограниченными возможностями в плане доступа к финансированию, были затронуты конфликтами.

Это указывает на необходимость укрепления комплекса вопросов гуманитарного характера, развития и поддержания мира, а также на широкие возможности для обеспечения учета задач в области продовольственной безопасности и питания при выделении финансирования гуманитарной деятельности, климатического финансирования и финансирования развития.

В случае стран, обладающих ограниченными возможностями в плане доступа к финансированию, оптимальным вариантом увеличения объемов финансирования для обеспечения продовольственной безопасности является предоставление субсидий или кредитов на льготных условиях.

Страны, обладающие умеренными возможностями в плане доступа к финансированию, могут более широко использовать внутренние налоговые поступления, увязывая налоги с результатами в области продовольственной безопасности и питания. Крайне важно стимулировать создание партнерств в целях совместного финансирования с использованием смешанного подхода, ведь финансовый риск может быть настолько высоким, что финансирование из других источников может обходиться слишком дорого.

Мы должны решить стоящую перед нами задачу расширения доступа к финансированию для наиболее нуждающихся стран. Для этого жизненно необходимо увеличить размеры финансовых обязательств в отношении этих стран и использовать в своей работе имеющиеся финансовые инструменты на более инновационной, инклюзивной и справедливой основе.

Спасибо за внимание.